Хотите таблетку, которая надолго сделает вас счастливыми? Современная наука позволяет получить такие таблетки. Тут вспоминается история флуоксетина (более известного под названием торговой марки — «прозак»). Некоторые называют это лекарство Алисой в Стране чудес, другие — лекарством освобождения, третьи — лекарством феминисток. Но все соглашаются с тем, что оно способно по-настоящему изменить жизнь.
Можно ли стать счастливыми посредством лекарств?
Когда в 1987 г. флуоксетин был впервые представлен на рынке, то очень скоро обрел признание в психотерапии. В одних только США выписывалось 650 тыс. новых рецептов в месяц. Несмотря на то что лекарство может вызвать такие побочные эффекты, как самоубийство и убийство, его популярность продолжает расти.
В книге доктора Питера Крамера «Слушая прозак» собраны документальные свидетельства драматической славы этого лекарственного средства. Книга заняла первое место в рейтинге документальной литературы по всему миру.
Крамер, профессор психиатрии из Брауновского университета, убежден, что у лекарства есть «потенциал менять жизнь». Принимая его, пациенты не только лечатся от депрессии, но и претерпевают личностные изменения. Начинают чувствовать себя «лучше, чем хорошо». «Они не только испытывают душевный подъем, но и становятся более коммуникабельными, открытыми, умственно восприимчивыми и позитивно настроенными». Крамер добавляет: «Иногда это лекарство можно использовать для глубокого исследования личности и изменения определенных ее черт, то есть решать такие задачи, которыми раньше занималась психотерапия».
Крамер описывает несколько случаев из собственной практики, когда личность пациентов заметно менялась всего лишь после месяца приема лекарства раз в день. Одной из пациенток была Тесс. Прожив тяжелое детство с отцом-алкоголиком и депрессивной матерью, Тесс к началу встреч с доктором страдала от глубокой депрессии. После недавнего краха любовных отношений у нее возникла склонность к самоубийству. «Через несколько недель приема „прозака» она начала привлекать мужчин — хороших мужчин — и получать удовольствие от общения. Впервые за свою взрослую жизнь она чувствует себя действительно живой».
Крамер утверждает, что флюоксетин уменьшает чувствительность к критике или неприязни, смягчает проявления навязчивого невроза, тоску по дому и, кроме того, уменьшает интерес к порнографии. Лекарство оказалось полезным при лечении пищевых расстройств, предменструального синдрома, расстройства дефицита внимания, наркотической зависимости и сексуальных проблем (начиная от потери либидо и заканчивая проблемой преждевременного семяизвержения).
По этим причинам флюоксетин называют Алисой в Стране чудес, по названию сказочной повести Льюиса Кэрролла, где Алиса принимала одно лекарство, чтобы вырасти, а другое — чтобы уменьшиться в размерах. Его называют лекарством освобождения, поскольку пациенты избавляются от депрессии, разрушающей их личность. Его прозвали также лекарством феминисток, потому что подавляющее большинство тех, кто его принимает, — женщины. Часто, опробовав самые разные методы лечения, женщины, перейдя на флюоксетин, достигают желаемой уверенности и становятся более энергичными. По словам Крамера, зачастую они находят в себе достаточно смелости, чтобы бросить опостылевшую работу, изменить домашнюю обстановку и даже порвать отношения1.
Профессор считает, что мы вошли в век «косметической психофармакологии». Теперь с помощью лекарств можно влиять на свою личность или настроение с той же легкостью, с какой меняют форму носа или избавляются от морщин.
Крамер утверждает, что депрессия — это прогрессирующее заболевание, и лечить его следует на ранних этапах. Он предполагает, что детская травма может изменить анатомию мозга и развить у чувствительных людей ощущение потерянности или отверженности. Это делает их уязвимыми перед более серьезной депрессией, возникающей позже. Доктор также убежден, что некоторые люди имеют предрасположенность к депрессии. Он рассказывает об исследовании детей, проявлявших крайнюю застенчивость и признаки стресса. Крамер считает, что у таких людей депрессия может возникать от несоответствия между их личностными чертами (интровертность, неуверенность, замкнутость) и требованиями, предъявляемыми к ним обществом (экстравертность, уверенность, открытость).
Но нельзя забывать и о возможном негативном эффекте флюоксетина. Сильное «трансформирующее» лекарство можно использовать как средство социальной инженерии. Такими препаратами можно скорректировать поведение, помочь людям обрести желаемые качества. С этой точки зрения флюоксетин напоминает отупляющий наркотик «сому», который успокаивал граждан в романе Олдоса Хаксли «Прекрасный новый мир». Таким образом, флюоксетин можно сравнить скорее не с грезами Льюиса Кэрролла, а с кошмаром Олдоса Хаксли.
Именно на этой точке зрения настаивают критики «лекарств счастья». Доктора Сеймур Фишер и Роджер Гринберг, психологи из Нью-йоркского медицинского центра в Сиракузах, утверждают, что нужно быть крайне внимательным и осторожным при приеме подобных препаратов. Необходимо понимать, что исследования, поддерживающие «лекарства счастья», часто методологически неверны. Более того, психологи считают, что «выписывание лекарственного препарата — не просто медицинский акт. Это действие, ведущее к сложным социальным изменениям…». И оно имеет последствия для всех.
Если мы станем счастливыми не естественным путем, а посредством химии и будем полностью зависеть от лекарств счастья, какое же общество у нас получится и в каких людей мы превратимся?
ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ!
среда, 13 октября 2010 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий